Яндекс.Погода


Выборы президента России

Прокуратура Московского района разъясняет.

 

Обязанность организаций по предупреждению коррупции

Основным принципом противодействия коррупции  применение мер по ее предупреждению, что  является обязанностью не только государства и создаваемых им структур, но и иных институтов гражданского общества.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» юридические лица также несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений в их интересах. При этом привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Частью 1 статьи 13.3 вышеназванного закона установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.   

Данное требование распространяется на все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, то есть не только на предприятия и учреждения, созданные государством, но и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие коммерческие и некоммерческие организации.

В число мер, рекомендуемых законом к применению в организациях, входят:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;      

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по реализации данных мер, размещенные на официальном сайте www.rosmintrud.ru.

 

Антикоррупционные подразделения организации

Важную роль в реализации антикоррупционной политики организации играет определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, что предусмотрено ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В задачи антикоррупционных подразделений могут входить:  

- разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.п.);

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

- организация проведения оценки коррупционных рисков;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами и т.п.

Как показывает практика прокурорского надзора, назначение ответственных лиц снижает риск нарушений антикоррупционного законодательства.

При наличии ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений лица в организации, как правило, не допускаются нарушения  требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» о сообщении в 10-ти дневный срок информации  по последнему месту службы о заключении трудового договора  с бывшим государственным или муниципальным служащим.

За несоблюдение данного требования статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей.

 

Урегулирование конфликта интересов

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов – важнейшая составляющая антикоррупционной работы в организации.

В федеральном законодательстве о противодействии коррупции понятия личной заинтересованности и конфликта интересов в настоящее время закреплены только для государственных служащих и работников государственных корпораций и компаний. Вместе с тем, в иных федеральных законах подобные требования адаптированы к применению в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и вида его деятельности.

В целом, под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения им в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.

Конфликтом интересов называется ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации.

Законодательно регламентированы обязанности работников отдельных организаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Федеральными законами, определяющими статус юридических лиц отдельных организационно-правовых форм (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, всех видов некоммерческих организаций, сельскохозяйственных кооперативов), установлены ограничения для совершения сделок, в отношении которых имеется заинтересованность лиц, участвующих в управлении организацией.

Специальные требования в данной части установлены также для педагогических работников, работников организаций, вовлеченных в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, кредитных организаций, кредитных кооперативов, организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, аудиторских и страховых компаний,  организаций социального обслуживания и юридических лиц, проводящих специальную оценку условий труда, общественных инспекторов.

За невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности установлена административная ответственность по ст. 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, за непредставление медицинским (фармацевтическим) работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской (аптечной) организации, в которой он работает, предусмотрен административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Влечет административную ответственность и непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской (аптечной) организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского (фармацевтического) работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организациям рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения.

 

 Недопущение организацией  использования поддельных документов – одна из мер предупреждения коррупции

Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.      

Не последнюю роль в профилактике коррупционных нарушений имеет недопущение фактов составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

«Двойная» бухгалтерия, «серые» схемы выплаты заработной платы, не только противоречат действующему налоговому, трудовому законодательству и законодательству о бухгалтерском учете, но и повышают риск совершения работниками, в том числе занимающими управленческие должности, коррупционных нарушений в ущерб интересам организации, поскольку скрыть их при использовании неофициальной отчетности гораздо легче (например, путем записи несуществующих расходов).

Ярким примером совершения коррупционного нарушения, связанного с использованием поддельных документов, является представление от имени участника государственных закупок в качестве обеспечения выполнения своих обязательств по государственному контракту поддельной банковской гарантии в целях доступа юридического лица к бюджетным ресурсам, что квалифицируется ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ как использование заведомо подложного документа.

За совершение данного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.

 

Уголовная ответственность за взяточничество

          Как показывает практика, взяточничество является одним из наиболее распространенных и одним из самых труднораскрываемых ввиду высокой латентности видов преступной деятельности. В настоящее время УК РФ предусмотрена уголовная ответственность не только за такие коррупционные преступления как дача и получении взятки, но также и за посредничество во взяточничестве и за провокацию взятки.

    Так, ответственность в ст.290 УК РФ предусмотрена для российских и иностранных должностных лиц, а так же для должностных  лиц публичных международных организаций за получение взятки лично или через посредника за  совершение указанными лицами входящих в их служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, за способствование в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), за общее покровительство или попустительство по службе, а также за совершение должностными лицами незаконных действий (бездействие).

При этом, предметом взятки могут выступать не только деньги, но и  ценные бумаги, иное имущество, а также взятка может быть в виде незаконного оказания взяткодателю  услуг имущественного характера (например, предоставление бесплатных туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи) и предоставления имущественных прав.

 Уголовная ответственность за получение взятки дифференцируется  в зависимости от размера взятки и выражается в виде штрафа или принудительных работ с лишением права  занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо наказывается лишением свободы со штрафом.

Уголовно наказуемо также вымогательство взятки, под которым понимается не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

  Ответственность для взяткодателей (ст.291 УК РФ), дающих лично или через посредника взятку должностному лицу, также поставлена законодателем в зависимоть от размера взятки и может быть выражена в виде штрафа, либо в виде принудительных работ, либо наказывается лишением свободы со штрафом. При этом, согласно примечанию к ст.291 УК РФ, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

  Самостоятельным составом преступления является посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ), то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в размере от 25 тыс. рублей и выше. Стоит отметить, что уголовная ответственность предусматривается УК РФ не только за само посредничество, но и за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Строгость наказания для посредников во взяточничестве также предопределяется размером взятки и может быть выражена штрафом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишением свободы со штрафом. При этом, УК РФ предусматривается освобождение от уголовной ответственности лиц, являющихся посредниками во взяточничестве, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщили органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Отметим, что провокация взятки также является коррупционным преступлением (ст. 304 УК РФ), ответственность за которое наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа и должностное лицо, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку  или отказалось их принять.

Наказывается провокация взятки штрафом, либо принудительными работами или лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.

 

 Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

Частью 3 статьи 47 Конституции РФ предусмотрено право каждого гражданина на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Соответственно, невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав граждан.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат предусмотрена ст. 145.1 УК РФ.

Объектом посягательства по данному составу преступления являются общественные отношения в сфере выплаты гражданам вознаграждения за труд и иных обязательных выплат. Предмет преступления - зарплата, пенсии, стипендии, пособия и иные выплаты.

В части 1 данной статьи ответственность предусмотрена за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. При этом размер частичной невыплаты определен законодателем в примечании к данной статье и составляет'осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. Состав преступления формальный, считается оконченным при незаконном бездействии субъекта по истечении трех месяцев со дня возникновения обязанности по осуществлению соответствующих выплат. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, а также корыстной целью или иными мотивами личного свойства. Субъект преступления специальный: руководитель организации или работодатель - физическое лицо, либо руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации. Речь идет как о должностных лицах, так и о субъектах, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации.

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за деяние в виде альтернативно совершаемых действий: полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с законодательством минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 г. установлен в сумме 5965 рублей в месяц. Субъективные признаки в этом деянии совпадают с деянием, ответственность за которое установлена в части 1 данной статьи.

Квалифицированный состав (часть 3) предусматривает ответственность за вышеуказанные деяния, повлекшие тяжкие последствия. Признание последствий тяжкими - прерогатива суда, в каждом конкретном случае важно установить наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Граждане, чьи трудовые права нарушаются, могут обратиться за помощью в государственные органы - государственную инспекцию труда, в суд в порядке гражданского судопроизводства, в прокуратуру. В случае, если в отношении гражданина совершенно преступление, предусмотренное ст. 145.1 УК РФ, необходимо обращаться в Следственный комитет РФ.